Филимонов Василий Савельевич (wsf1917) wrote,
Филимонов Василий Савельевич
wsf1917

Categories:

Антилысенковские книги Любищева

"Об аракчеевском режиме в биологии"

"О монополии Лысенко в биологии" и сопутствующие письма"

Почему именно тексты Любищева кажутся мне наиболее объективными и адекватными - для тех, кто небиолог и может купиться на миф о "народном академике" ", съеденном проклятыми вейсманистами, и его чудотворных "практических достижениях»?

Во-первых, никто не судья в собственном деле, а Любищев - один из самых давних и самых серьёзных оппонентов классической генетики; его работа 1925 года "О природе наследственных факторов" сохранила значение по сей день (генетики тут, наверно, поправят меня, эколога, но не сильно).

Во-вторых, в силу социальной биографии. Александр Александрович был сыном крупного лесопромышленника, вышедшего из крестьян - его состояние в 1917 г. оценивалось в 30 млн. руб. При этом благополучие семьи, основанное на частной собственности, с самого начала вызывало у него активный протест (здесь и дальше я цитирую воспоминания дочери А.А. Е.А.Равдель).

«При этом отца своего он любил, очень уважал за работоспособность добрый и щедрый характер. Но примерно с 11 лет самой отрицательной человеческой чертой для себя он определил равнодушие к судьбам других, "не своих" людей (и, по письмам, отрицал частную собственность именно потому, что к такому образу действий она толкает даже очень хороших людей).
Из рассказов отца следовало, что он считал корнем всех бедствий человечества частную собственность, называя её воровством. Отец избегал пользоваться услугами горничных, добился у матери переустрйоства комнат для прислуги. Но из дома не ушёл. И хотя ограничив себя очень скромными рамками, жил, как сам сформулировал "на прибавочную стоимость" (честно фиксируя это как для себя, так и для других).

В семье отца слово "собственник" было ругательным, и для него, и для детей. Впрочем, и отец А.А., с собственностью расстался без сожаления, не бежал, не скрылся среди совслужащих, а продолжал управлять лесным дделом уже в Советской России. Любимой песней А.А. была "Рабочая Марсельеза" Лаврова ("Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног"), атеизм - безусловным. Уже после, в 1960-е годы он писал, что в 1919 году хотел вступить в партию большевиков именно потому, что  русская интеллигенция, при царизме воспевавшая революцию, в исступлении прокляла её, когда она оказалась не "профессорской", а народной.

Откуда такие взгляды? Сформировались её в школе, отец стал левым республиканцем и отрицателем частной собственности. Ещё в 1912 г. А.А. прочёл Маркса (конечно, в подлиннике) и вполне разделял его взгляды на политико-экономические вопросы и позиций Маркса объяснял устройство общества детям.

При этом по философским взглядам А.А. был объективным идеалистом (сторонником "линии Платона" в противоположность "линии Демокрита", как он сам формулировал), и свои общественно-политические взгляды считал своим частным делом, а достойным занятием - только науку» (Е.А.Равдель. Биографический очерк// Александр Александрович Любищев. 1890-1972. Л.: Наука, 1982).

Сам себя он считал нигилистом, и думаю, соответствовал смыслу этого слова гораздо лучше, чем карикатура, получившаяся у Тургенева. Откуда такие взгляды? Из той разночинной среды, которая питала освободительное движение в России начала 1900-гг. и которая была очень сильно прорежена сталинским термидором 1930-1938 гг. Но (как верю) истреблена не полностью, и важной задачей нового освободительного движения является культивирование этой среды скепсиса, рационализма и нигилизма, противостоящей сытому мещанству с его любовью к  мистике, развлекаловке и изящным безделушкам.

И если книги Медведева, Сойфера, Берг, Поповского, Резника определялись расчётом на публикацию на Западе, что требовало излагать материал в парадигме "как проклятые коммунисты умучили настоящую науку" (вариант для "розового" Медведева - как сталинистская тирания расправилась с генетиками), то Любищев писал не на Запад, а коллегам и в ЦК, потом лично Хрущёву из патриотических соображений, для совершенствования социализма, чтобы исправить вот эти вот безобразия. Точно также как подписавшие "письмо трёхсот" - в пятидесятые годы интеллигенция как слой ещё действовала из коммунистических и патриотических соображений, разложение началось позже.

 


Tags: идеология, история СССР, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments