Филимонов Василий Савельевич (wsf1917) wrote,
Филимонов Василий Савельевич
wsf1917

Categories:

автомобильные аналогии

Есть одна особенность, отделяющая страны первого мира от стран третьего. В тех и  других идёт бурная автомобилизация, сопровождающаяся ростом ДТП. Но в развивающихся странах рост числа автомобиле-поездок в единицу времени коррелирует с числом убитых и раненых в ДТП положительно - чем больше машин и больше поездок по улицам, тем больше жертв на поездку за соответствующий период времени. При переходе к западным странам знак корреляции меняется на противоположный - чем больше поездок, тем меньше жертв (см. Г.А.Гольц. Город и его культурно-уровневые показатели в определении и измерении урбанизации // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. + его же "Транспорт и расселение" 1981 года). К слову, СССР по этому показателю относился к развитым странам в 70-80-х гг., а Россия после 1991 г. стала чётко страной третьего мира.
Почему меняется знак причинной связи между частотой поездок и числом жертв? потому что в западных странах свободная конкуренция автомобилистов взята законом под подозрение, её субъект - автовладелец рассматривается не как символ свободы, а как источник общественной опасности, и это делается в интересах пешеходного большинства (даже если кто-то из пешеходов имеет автомобиль, пешеходная ипостась довлеет, и кроме того, пешеход - слабая сторона, и её права должны быть ограждены от нарушения сильными).
Таким же должен быть подход левых к частной собственности и свободной конкуренции в рыночной экономике - её следует рассматривать как источник опасности для трудящегося большинства (источник безработицы, преступности и других социальных рисков), и связывать руки предпринимателя законами, также как ПДД связывает руки автомобилистам, вводит их поведение в рамки социальной приемлемости.
Ну и, конечно, поскольку предприниматели имеют свободу эксплуатировать трудящихся, следствием чего в долговременном плане является ухудшение условий для предложения рабочей силы, рост социальной неустойчивости для рабочих и других лиц наёмного труда, буржуа с доходов от эксплуатации рабсилы должны платить репарации, идущие на восстановление равенства стартовых возможностей для детей эксплуатируемых, на их образование в первую очередь.
Tags: капитализм, угнетение, экология города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments