Филимонов Василий Савельевич (wsf1917) wrote,
Филимонов Василий Савельевич
wsf1917

Category:

Рязанские учёные о происхождении человека

Самые смачные места выделены курсивом.

"... Наука исторически возникла из религии, как попытка лучше понять истины Священного Писания (Маркова, 1997). Выделившись из религии и пройдя путь самостоятельного развития, наука вновь сближается с религией. Полученные ею многочисленные факты и данные о мире позволяют построить научную картину мира, которая не противоречит религиозному, в частности христианскому мировоззрению. Библейские истины не отрицаются современной наукой и сами не отрицают истин, полученных наукой. Это говорит о том, что наука и религия имеют дело с общей Истиной, только способ ее познания различен: в Библии она дается людям непосредственно, а научное знание человек добывает самостоятельно, проверяя его опытным путем (Иванов, 1997).

II. Непротиворечивость и взаимодополняемость научных и религиозных взглядов на проблему происхождения мира и человека

Наука в силу своего метода познания изучала до сих пор только внешнюю сторону материального мира, его феноменологию. Она не касалась внутренних причин и оснований мира. Поэтому при изучении происхождения человека ученые долгое время исследовали лишь видимый процесс его эволюции от животных предков. Данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии отчетливо свидетельствуют о родстве человека с животными. Эти данные послужили Ч. Дарвину и его последователям основанием для создания теории происхождения человека от человекообразных обезьян (Дарвин, 1927).

Согласно современной теории антропогенеза, человек и современные антропоиды произошли от общего предка ископаемого африканского обезьяноподобного существа. Эволюция человека представлена рядом переходных форм, которые последовательно сменяли друг друга в процессе исторического развития. Выделяют четыре стадии антропогенеза: предшественники людей, древнейшие люди, древние люди и ископаемые люди современного типа (Харитонов, Бацевич, 1997). Современные данные физиологии, биохимии клетки, генетики, иммунологии (сходство групп крови, белков, ферментов, кариотипа ДНК и др.) подтверждают точку зрения Дарвина и позволяют уверенно говорить о тесной связи человека и человекообразных приматов.

Современная наука постепенно переходит от изучения мира видимого к изучению мира невидимого, то есть к анализу идеальных оснований мира, цели, причин и движущих сил его развития. Ярким свидетельством этого служит возникновение в науке антропного принципа, согласно которому мир развивается по определенной программе, предусматривающей неизбежное появление человека в истории Земли (Павленко, 1997). Многочисленные факты, полученные в наши дни, подтверждают возможность программирования развития Вселенной. Развитие биосферы представляется как чередование этапов эволюции, прерываемых скачкообразными переходами в качественно новые состояния. В целом при этом образуются все более сложные и упорядоченные формы живого вещества. Вершиной направленного развития стало появление в ней человека, открывшего эру становления на Земле разума (Карпенков, 1997).

Как в индивидуальном развитии человек проходит все стадии от одноклеточного организма через промежуточные стадии до взрослого человека (основной биогенетический закон Э. Геккеля), так и в историческом развитии человек появился не сразу, а через ряд промежуточных стадий в ходе эволюции органического мира (Ильин, 1991). И если в генотипе зародыша человека заложена программа его индивидуального развития, также должна существовать и своеобразная «генетическая программа» или идеальный замысел развития человека на Земле.

Результаты современных исследований не только снимают противоречие между научной и религиозной точками зрения о происхождении человека, но и взаимно дополняют их. В христианском вероучении отчетливо выражена идея эволюции мира от его создания до появления человека. В Книге Бытия показано, что человек сотворен после того, как возникли все необходимые элементы мира и подходящая для человека среда обитания. Тем самым в Библии присутствует идея развития мира и одновременно подчеркивается факт сотворения мира и человека Богом. Здесь ярко выражен принцип творения через развитие.

Нет ничего антирелигиозного в гипотезах происхождения человека от обезьяноподобного существа; для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления. Главное для Библии не в этом, а в том, что Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою, то есть человек, бывший до этого «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим и разумнейшим из всех животных, приобрел Духа Святого и через это способность реального общения с Божеством и возможность бессмертия (Каледа, 1999).

Творение человека по образу Божию означает получение им уникальных способностей, отражающих Божественные свойства. Так как Творец есть Личность, Премудрость и Любовь, то эти качества отражены в человеке как стремление к свободе и знанию, как способность к творчеству и любви. Таким образом, человек оказывается и продуктом эволюции Вселенной, и сыном Божиим. Он как бы «граница» между Творцом и материей. «Человек сотворен животным, чтобы стать богом», говорит святитель Василий Великий. Это вполне соответствует образу «наблюдателя», ради которого возникла и эволюционирует Вселенная, согласно антропному космологическому принципу (Гоманьков, 1999).

Антропный принцип в своей объективной основе ведет к сближению научных и религиозных взглядов. Он вводит в науку замысел и цель. Очевидно, творению материи предшествует Божественный замысел, устанавливающий идеальные законы природы и обеспечивающий гармонию и красоту мироздания. Поэтому можно сказать, что природа является материальным воплощением мысли Творца. Человек, как и в Библии, здесь оказывается высшей ступенью космической эволюции и, согласно антропному принципу, является тем «наблюдателем  который призван познавать Вселенную" (Гоманьков, 1999).

"...Материально человек развивается из животного, но его сознание, нравственность, творческие способности не являются имманентным свойством биологической материи. Эти свойства составляют духовную природу человека и даются человеку свыше в тот момент, когда он на определенном этапе эволюции становится способным воспринять их. Таким образом, в человеке органически соединяются материальные и идеальные качества мира, которые не выводятся друг из друга, но имеют общее основание в Боге. Поэтому изучение природы человека необходимо проводить с двух различных позиций.

С позиции биологической следует изучать механизмы эволюции человека из животных предков, пути и этапы его развития, формирование поведенческих, морфофизиологических и генетических признаков, позволивших человеку воспринять Божественные свойства, выйти из под власти природы и стать существом свободным, разумным и творческим. С позиции духовно-нравственных качеств человека становится возможным приступить к систематическому научному исследованию тех свойств человека, которые даны ему Богом. То есть, через изучение духовно-нравственной природы человека наука может заглянуть за пределы окружающего нас видимого мира и приступить к познанию трансцендентальных оснований бытия..."

И.М. Афанасова. Научные и философско-религиозные аспекты происхождения человека

И это пишет биолог, блин... Представляю, чему она будет учить детей в школе

Tags: РФ, антиклерикализм, реакция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments