Филимонов Василий Савельевич (wsf1917) wrote,
Филимонов Василий Савельевич
wsf1917

Category:

ненависть национальная и классовая

Если кто-то будет вас убеждать, что за слова нельзя преследовать и наказывать ибо это нарушение великих либеральных свобод, спросите его, оспаривает ли он приговор Нюрнбергского трибунала г-ну Штрейхеру?

Проблема состоит в том, что при капитализме за hate speech и тем более погромную агитацию надо преследовать. Поскольку национальные / расовые предрассудки выгодны, причём сразу обоим сторонам (поэтому чёрные и белые, желтые и белые, русские и нерусские и т.п. расисты индуктируют друг друга) эти слова и чувства быстро охватывают соответствующие группы людей, как пламя охватывает сушняк, и пошло-поехало.

Если мы не хотим взорвать общество, разжигание национальной и расовой ненависти в нём приходится пресекать, как в ЖЖ пресекается флеймогон ради содержательного обсуждения.

Спросят: а как же с классовой ненавистью? Она отличается тем, что тут не надо разжигать чувства, достаточно указать факт угнетения. Дальше, классовая ненависть имеет рациональный выход в виде социального прогресса,

преобразования общества в сторону большей свободы и равенства, по завершении которого и угасает, т.к. для неё нет объективных причин. Именно так было в СССР - чем более советским был человек, тем больше он судил о других по тому, хороший это человек или плохой, а не по национальности или происхождению. А вот диссиденты-антисоветчики, либералы и националисты, для них были важны и национальность, и социальный статус, любили интеллигентную, чистую публику, и не любили работяг.

То есть в случае классовой ненависти мы видим пропорциональное соотношение фактов и чувства - насколько господа угнетают низы, настолько их ненавидят за угнетение.

В случае национальной и расовой ненависти (и религиозной, поскольку национальная и расовая ненависть как общественные явления существуют всегда «на религиозной подкладке», их не бывает в обществах атеистических) - полная диспропорция фактов и чувства. Первых на крупинку, вторых - с гору, поэтому национальная (расовая/религиозная) ненависть всегда питается мифами и основывается на разного рода подтасовках и предрассудках. Поэтому её всегда приходится разжигать, поэтому же разожженную ненависть господа в отличие от ненависти классовой отнюдь не торопятся гасить, хоть это делать обязывает закон. И, наверно поэтому к националистам так тянутся несостоявшиеся литераторы, что подметил ещё Ю.Семёнов, описывая один из самых зверино-кровавых европейских национализмов ХХ в. – хорватский.

Ещё интересный диалог в тему, о классовости морали:

Wolf_kitses: тема "жертв Дрездена" используется для внедрения в умы ещё одной подленькой мысли: война это всегда мерзко и плохо, любая война, на войне все стороны совершают преступления, и т.п. и т.п. В то время как на той войне (как и на любой справедливой войне, собственно) стороны были резко неравны

Dewolpertinger: так ведь альтернатива этой подленькой мысли классовая-национальная-расовая мораль.

Wolf_kitses: враньё в этом словосочетании - в дефисах

Dewolpertinger: союз "или" в данном случае можно заменить дефисом, так что никакого вранья.

Wolf_kitses: Подумайте сами, ведь деление на классы угнетённых и угнетателей а) существенно и б) точно совпадает с тем разграничением добра и зла, которые проводит мораль. Угнетать и поддерживать угнетение аморально, быть угнетённым и тем более поддерживать угнетённых морально (хотя бы потому, что страдание возвышает и очищает, а тем более сострадание и действенная помощь страдающим), не так ли? Как писал А.П.Чехов, лучше быть (с) жертвой, чем (с) палачом. Поэтому всякая настоящая мораль классова, а общечеловеческая мораль в каждый данный период времени - это мораль наиболее передового класса, мораль тех кто за научный и социальный прогресс, освобождение человечества и т.п.

А вот национальные, расовые и религиозные различия иллюзорны, соответственно, основанная на них мораль ложна. Ведь все моральные суждения базируются на том, что истина лучше лжи, а добро лучше зла: Поэтому нельзя сказать, что русские моральнее/аморальнее украинцев или евреев, что ислам истиннее или неистиннее буддизма, но можно сказать, что рабочие лучше капиталистов, а коммунизм - капитализма.

Такие дела. Поэтому первая мировая война - это империалистическая бойня, где все стороны друг друга стоят, а война СССР и югославских партизан с нацизмом - это святая и справедливая война, где одна сторона заведомо выше другой (а вот война США и Англии с государством Германией - уже фифти-фифти).

Я бы даже предложил презумпцию: учёный, атеист или коммунист моральны, пока не доказано обратного, поскольку заинтересованы в (научной) истине и у них нет преимущества победителей, которых не судят.

И напротив, националист, сексист, прокапиталист или верующий аморальны, пока не доказано обратного, поскольку значительную часть душевных сил вынуждены тратить на защиту очевидного вранья – на попытки оправдать «неполноценность» / «худшесть» инородцев, иноверцев, атеистов женщин или же угнетение рабочих/бедняков.

Вообще, должен заметить, что ещё со времён опытов Кёлера было установлено, что для антропоидов и людей разграничение внешне сходных, но разных сущностей, - существенно более трудная интеллектуальная операция, чем противоположное ей обобщение по признаку внешнего сходства. Отличить ложную гомологию от истинной много трудней, чем увидеть поверхностную аналогию, и за 3 года споров в ЖЖ я сталкиваюсь с этим на каждом шагу.

А использованный вами приём - писать через дефис национальная-классовая-религиозная мораль - это т.н. амальгама типа используемой во времена французской революции или в сталинских репрессиях, когда к заведомому грабителю и убийце цепляли безвинных Эбера и Шометта чтобы бросить на них тень. Так и вы очевидную мерзость - национальную или классовую мораль сцепляете с верным суждением о классовости морали, а это не лучший приём.

Отсюда


Tags: коммунизм, мысли, философия, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments