?

Log in

No account? Create an account
Всероссийский Брянск - Обсуждение коммунистической перспективы
April 1st, 2012
10:13 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Всероссийский Брянск

Михаил Бударагин

Убийство девятимесячной девочки, всколыхнувшее Россию, показывает, как именно работает традиционное общество с традиционными ценностями, за которые страна, призывающая распять преступников, так ратует. Парадокс? Вряд ли.

От того, что произошло в Брянске, волосы встают дыбом только у современного человека, прошедшего – пусть и в искаженной форме, пусть и заочно, пусть и по задам – все уроки гуманизма, который учит нас тому, насколько ценна человеческая жизнь.

«Извините, но в мире «духовности», «возрождения традиций» и «ценностей» никакого человека с его жизнью вообще нет, и взяться ему неоткуда»



Между тем стоит вспомнить, что традиционные общества относятся к смерти детей совсем иначе, чем мы. Да и женщин в массе своей не жалуют. Из традиционализма и вырастают трагедии, подобные брянской, все отличие состоит в том, что к XXI веку мы научились набрасывать на такие истории маскировочную сетку, чтобы уже под занавес ограничиться истеричными призывами «расстрелять», «повесить» и «сжечь».

Попробуем эту сетку сбросить.

Французский исследователь Филипп Арьес в своей книге «Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке» подробно и обстоятельно рассказывает о том, что «дети», как мы понимаем их сейчас, изобретены европейским Просвещением, то есть относительно поздно. В России Просвещения не было, и безразличие к детям в той или иной степени сохранялось вплоть до XX века: в крестьянских семьях ребенок должен работать, все остальное, в общем, было делом сто пятидесятым. Отсюда – малопонятный современному городскому жителю глагол «приспала», т. е. случайно задушила (или придавила) во время сна.

Стоит ли говорить, что никаким преступлением это не являлось, а в Европе Средних веков детей до двух лет вообще старались не хоронить на кладбищах, иногда просто закапывая во дворе, как домашних животных.

Традиционное общество относится к неработающему ребенку скорее как к обузе, к лишнему рту, поэтому ценность его жизни исчезающе мала – странно даже писать об этом, но уж слишком часто любители посконной морали оперируют даже не самой посконной моралью, а какими-то своими шизофреническими представлениями о ней.

Логичным продолжением истории о детях является сюжет о женщинах, которые до так всеми проклинаемой эмансипации не имели в семье мужа вообще никаких прав ни на что. Наследовал, напомню, старший сын, а не жена. Жена молчала, получала немного побоев, немного ласки, немного еды и работала: сначала в родительском доме, потом – после передачи с рук на руки – в мужнем. Это – традиционное общество и традиционные ценности. Любовь? Нет, не слыхали.

А теперь рассмотрим омерзительную брянскую историю уже с этой точки зрения.

Есть муж, который бьет жену и бьет ребенка, убивая последнего, явно не намереваясь довести дело до уголовки. Кто таков муж с точки зрения этой вашей людоедской традиции? Нормальный человек: его жена, его ребенок, хочет – бьет, хочет – не бьет. Жена, которая молчит, не идет в полицию после первого же удара этого урода, а потом помогает ему скрыть убийство – кто она? Нормальная такая жена, идеал патриархального общества, надежда и опора ценностей брака, за который у нас все любят покричать по утрам и вечерам.

Пара убила ребенка вместе, убила вполне сознательно, никакой случайности тут нет. Сознательность в данном случае состоит только в том, что традиционное общество – это право сильного измываться над слабым, право растерзать, изувечить и выбросить, потому что тот, кто силен, тот и продолжает род. В перерывах дозволяется водить хороводы и играть на гуслях. Просто один людоед не рассчитал своих сил. А сколько людоедов силы рассчитывать умеют? А сколько из умеющих рассчитывать силы приходят теперь требовать сурового и справедливого возмездия?

И убийцы отвратительны ровно настолько, насколько отвратительно российское общество, которое сначала обучает само себя тому, что абстрактные понятия выше человеческой жизни, а потом удивляется, как низко упала эта жизнь в цене.

Извините, но в мире «духовности», «возрождения традиций» и «ценностей» никакого человека с его жизнью вообще нет, и взяться ему неоткуда. Есть Добро, Любовь, Вера, Правда и все такое прочее с большой буквы, а всякий, кто наше Добро недодобрит и нашу Духовность поставит под сомнение, тут же получит ломом по голове, чтобы не высовывался.

Вот, например, целая Кубань уже митингует под такими лозунгами, что просто рыдать хочется от концентрации пафоса и пошлости, вот, например, уже читатели газеты ВЗГЛЯД в комментариях к нашей недавней статье о воспитании рассуждают о том, что нужно все-таки бить детей-то для пользы дела-то, а то избалуются, будут себя вести «не так». Я на все сто с лишним комментариев так и не увидел ни одной попытки хотя бы понять, что дети – это не чьи-то вещи, которые могут взять и, сволочи такие, сломаться, а тоже живые люди. Они могут думать, чувствовать, страдать – и если взрослые уже этих простых опций лишены, а умеют только бухтеть «духовность, духовность», то по себе судить всех не стоит.

Брянская история если что и доказывает, так только то, что за защиту традиций от разврата платить приходится очень высокую цену – и цена эта будет возрастать год от года. Традиционные общества жестоки, а современные общества, решившие вглубь веков вернуться, становятся жестокими втройне.

Духовность тоже требует жертв.

http://www.vz.ru/columns/2012/4/1/572263.html



Tags: , ,

(26 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:intatin
Date:April 1st, 2012 06:31 pm (UTC)
(Link)
Очень даже согласен.
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 1st, 2012 06:45 pm (UTC)
(Link)
Я не в курсе, какие там ценности в 19 веке были, но если предположить, что тов. Шолохов описывает всё-таки традиционное общество, то мы наблюдаем в его "Тихом Доне" уж совсем иные ценности. И в отношении детей и даже в отношении женщин тоже.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 1st, 2012 07:10 pm (UTC)
(Link)
Почитайте "Жизнь Ивана" О.В.Семёновой - Тян-Шанской. Этнографическая работа о крестьянах Рязанской губ. Да и другие работы того же рода,ведь 19 в. - всплеск интереса к этнографии народов России.
------------------
мы наблюдаем в его "Тихом Доне" уж совсем иные ценности.

не думаю; я не оч.хорошо помню содержание, но битьё женщины смертным боем за измену там есть, издевательства старших над младшими, неполноправие последних. Шолохов просто описывал в основном жиз-нь социально-политическую, публичную, семейной почти не касался - а писалбы про это, писал бы именно так как в посте рассказывается. Другой вопрос - почему жизненные ценности карательного преторианского слоя могут быть сколько-н.важными для потомков их жертв?
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 1st, 2012 07:23 pm (UTC)
(Link)
>не думаю; я не оч.хорошо помню содержание,

Ну история Аксиньи начинается с того, что её родня забила до смерти изнасиловавшего её отца. Стало быть, как к вещи, принадлежащей отцу не отнеслись.
Прадед гл. героя свою жену носит на руках, защищает от расправы селян, доходя до убийства.
Гл. герой жену бросает, из-за чего изгоняется из дома. При этом родня становится на сторону жены. Никакой лёгкости и отношения к детям, как к лишним ртам также не просматривается на протяжении всей книги.

>Шолохов просто описывал в основном жиз-нь социально-политическую, публичную, семейной почти не касался - а писалбы про это, писал бы именно так как в посте рассказывается.

Ну это просто не так. Жизни семейной он касался всю книгу, отношения в семьях гл. героев были одной из центальных тем.

>Другой вопрос - почему жизненные ценности карательного преторианского слоя

Это Вы так казаков обозвали?

> могут быть сколько-н.важными для потомков их жертв?

Вы заявляли о том, что психология людей того времени отличается в отношении к женщинам и детям от привычного нам. Я Вам указываю, что во многих аспектах (я их назвал) она куда более походит на нашу, нежели та, которую описываете Вы. Если считать общество казаков традиционным, то налицо противоречие. А "почему жизненные ценности карательного преторианского слоя могут быть...важными"- это лирика, не имеющая отношения к делу.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 1st, 2012 08:03 pm (UTC)
(Link)
Это Вы так казаков обозвали?

ну почему ж обозвал. Они такими и были.

"почему жизненные ценности карательного преторианского слоя могут быть...важными"- это лирика, не имеющая отношения к делу.

это как раз самое важное, когда думаешь, подходят нам их ценности или нет, поскольку тут нельзя "взять только хорошое" - плохое в образе жизни соответствующего сословия есть то, чем платили за возможность сохранения хорошего
В любом случае художественная литература на то и литература, чтобы сообщать нам художественную правду, а не правду факта (Сальери же не травил Моцарта, это Пушкин выдумал). В данном вопросе важнее
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 2nd, 2012 05:18 pm (UTC)
(Link)
>ну почему ж обозвал. Они такими и были.

Потому что они такими не были. И близко. Ну во-первых, "преторианские". Подавляющая часть казачьих полков никакого отношения к охране Ея Императорского Величества не имела. С таким же успехом преторианскими можно назвать и крестьян, раз уж их в л-гв. Кавалергардский служить отправляли. Может быть "преторианские" в смысле элитности? Тем более смешно. Казаки традиционно иррегулярные войска с совмещением с функциями ОКПС там, где погранцов ещё не было. И то и другое - по бедности(Милютин вообще предлагал Вс.Войско Донское расказачить нафиг, ибо границ вокруг него не было и потому плюшки в виде привилегий не уравновешивались тяжестью службы...вопрос отложили; именно отложили). К XX веку их сделали-таки регулярной кавалерией, однако до боеспособности линейных драгунских полков им было далеко. Т.е. не элита, а эрзац. Карательные? Ну как я уже отметил, войска-то они были отчасти линейные, отчасти пограничные. А на подавлении волнений и драгун гоняли и пехоту. Т.е. ни по одному пункту не подходят.

>это как раз самое важное, когда думаешь, подходят нам их ценности или нет

Не-не-не. Мы не обсуждали применительно к казакам, подходят ли ценности. Мы обсуждали, насколько картина, изображённая в исходной статье соотносится с бытоописанием казаков на примере "Тихого Дона". По-моему, очень плохо соотносится.

>В любом случае художественная литература на то и литература, чтобы сообщать нам художественную правду, а не правду факта (Сальери же не травил Моцарта, это Пушкин выдумал). В данном вопросе важнее

Проблема в том, что я вот никогда не слышал ничего об искажении ценностей казаков в "Тихом доне". Если они действительно так разительно отличаются от того, что было на самом деле, то это странно.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 6th, 2012 03:14 pm (UTC)
(Link)
Проблема в том, что я вот никогда не слышал ничего об искажении ценностей казаков в "Тихом доне".//
а вы какие-то этнографические работы по казакам знаете?
//Мы обсуждали, насколько картина, изображённая в исходной статье соотносится с бытоописанием казаков на примере "Тихого Дона".//
соотносить вряд ли возможно, ибо казаки - малая и слишком специфическая часть русского народа. систематическая ошибка более чем вероятна.
//Потому что они такими не были. И близко. //
Главные силы при разгоне демонстраций, прочих усмирениях и подавлениях. В отличие от драгун и пехоты, зверствовали с удовольствием и огоньком - по крайней мере до февраля 1917. Я как раз чейчас читаю воспоминания о 1905-м: с ними сравнятся только семёновцы на Пресне
[User Picture]
From:zimopisec
Date:April 2nd, 2012 10:55 am (UTC)
(Link)
Ключевое слово- "изнасиловавшего".
Сексуальные преступления традиционным обществом наказываются куда суровее, чем современным. Но не из-за сочувствия к жертве, а из-за потрясения основ. Нарушения фундаментальных запретов.
Отца, запоровшего дочь до полусмерти, максимум пожурили бы, и то вряд ли- он "в своем праве". Хотя по мне так сексуальное насилие и даже инцест- мерзость, конечно, но куда меньшая, чем истязания.
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 1st, 2012 06:51 pm (UTC)
(Link)
"что просто рыдать хочется от концентрации пафоса и пошлости" по ссылке нет. Вы о каких именно лозунгах говорит автор?

"что нужно все-таки бить детей-то для пользы дела-то, а то избалуются, будут себя вести «не так»." А что тут не так? Детей не надо наказывать? Чем физическое наказание хуже остальных? Речь вроде как не идёт о избиениях с синяками и ещё чем по хуже.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 1st, 2012 07:04 pm (UTC)
(Link)
по ссылке нет.
------------------------
есть. Вы или не прочитали, или решили что всё нормально

Чем физическое наказание хуже остальных?
----------------
тем что унижает личность. Не случайно первым требованием рев.демократии была отмена телесных наказаний. Если их отменили в обществе, они нетерпимы и в семье - ребёнок тоже личность
И обратите внимание - как Вы подменили тему: в комментариях речь идёт не о наказаниях за проступки, а о "профилактических" - вроде отца Чехова, который по субботам порол детей "чтобы чтили и слушались". И понятно,как к нему дети потом относились
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 1st, 2012 07:09 pm (UTC)
(Link)
>есть. Вы или не прочитали, или решили что всё нормально

Я там лозунгов не нашёл. Вы лозунг с названием движения не попутали?

>тем что унижает личность.

А какие наказания "не унижают личность"?

>И обратите внимание - как Вы подменили тему: в комментариях речь идёт не о наказаниях за проступки, а о "профилактических"

Значит, я не понял. Я только о проступках говорил.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 1st, 2012 07:12 pm (UTC)
(Link)
А какие наказания "не унижают личность"?

те которые вы за аналогичный проступок применили бы к коллеге или другу, с которым вы на равных
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 2nd, 2012 06:04 pm (UTC)
(Link)
Тогда телесные наказания не унижают личность.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 1st, 2012 07:13 pm (UTC)
(Link)
и, кстати, непонятно, почему "унижают личность" в кавычках? всякий человек имеет право на человеческое достоинство, и ребёнок тоже- это ж не имущество родителей
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 1st, 2012 07:25 pm (UTC)
(Link)
Потому что по мне у Вас какие-то странные понятия о унижениях личности.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 1st, 2012 08:06 pm (UTC)
(Link)
естественные представления. Просто Вам, видимо, нравится традиционное общество, и Вы стараетесь, так сказать, отмыть чёрного кобеля добела - оспаривая частности, не имеющие отношения к делу
а вот, кстати, следствия "традиционного возрождения" в нашей стране
http://ttolk.ru/?p=10148
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 2nd, 2012 05:20 pm (UTC)
(Link)
>естественные представления. Просто Вам, видимо, нравится традиционное общество,

Нет, оно мне не нравится.

> и Вы стараетесь, так сказать, отмыть чёрного кобеля добела

Я имею некоторые сомнения в отношении части тезисов, описанных в статье. И пока они только сгущаются.
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 2nd, 2012 06:09 pm (UTC)
(Link)
>а вот, кстати, следствия "традиционного возрождения" в нашей стране
http://ttolk.ru/?p=10148

А в статье-то говорится "На наш взгляд, всё дело в коммерциализации системы усыновления в РФ." Согласитесь, не очень похоже на "следствия "традиционного возрождения"". Я уж не говорю о том, что откуда Вы взяли "традиционное возрождение" совершенно не понятно.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 6th, 2012 03:17 pm (UTC)
(Link)
не говорю о том, что откуда Вы взяли "традиционное возрождение" совершенно не понятно. //
рост религиозности, укрепление всех тех "традиционных" представлений о мире и человеке что были 100 лет назад: царя чти, полицейского бойся, жену - учи, перед хозяином гнись и пр. Это не само собой происходит, через ТВ и пропаганду "России которую потерЯли", но явно происходит. А ужасы подобные брянскому, естественное следствие этого роста консервативности
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 6th, 2012 03:24 pm (UTC)
(Link)
>рост религиозности, укрепление всех тех "традиционных" представлений о мире и человеке что были 100 лет назад: царя чти,

По телевизору нам втияют, что у нас демократия и царей нет.

> полицейского бойся

А по-телевизору нас призывают полицейского не бояться.

>, жену - учи

Это вообще из какой-то иной реальности.

>, перед хозяином гнись и пр. Это не само собой происходит, через ТВ и пропаганду "России которую потерЯли", но явно происходит. А ужасы подобные брянскому, естественное следствие этого роста консервативности

Фантазии, фантазии.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 2nd, 2012 11:37 am (UTC)
(Link)
enjoy
http://forum-msk.org/material/news/8680215.html
частью они есть и про ссылке, даже странно, что вы не рассмотрели
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 2nd, 2012 05:38 pm (UTC)
(Link)
Я как-то сильно нажористых лозунгов и там не увидел. Разве что про бесовщину насмешило и про защиту чужих святань (если я правильно разобрал не полностью видный лозунг) Про какие конкретно Вы говорили?
[User Picture]
From:numer140466
Date:April 1st, 2012 07:14 pm (UTC)
(Link)
"И обратите внимание - как Вы подменили тему: в комментариях речь идёт не о наказаниях за проступки, а о "профилактических" - вроде отца Чехова, который по субботам порол детей "чтобы чтили и слушались". И понятно,как к нему дети потом относились" Просмотрел 2 страницы комментариев. Не нашёл ничего подобного. Так что подобные высказывания, как минимум, редки в этом обсуждении.
[User Picture]
From:toman_k
Date:April 4th, 2012 12:43 am (UTC)
(Link)
А я вот что-то не очень верю в возможность телесного наказания без синяков (или чего похуже). Совсем недавно - ну, недели 2 назад - я как-то поневоле как раз ставил такой "опыт": поработал обыкновенным ремнём (за неимением плётки - плётку вот до сих пор себе не купил - штука, как выясняется, очень нужная и полезная для здоровья) себе по спине и по ногам (ну и ещё куда случайным образом попало). В порядке чисто психологической разрядки, от нервов и дурных мыслей. Бил совсем-совсем слегка, не сильно. Во-первых, потому что я ж не мазохист какой-нибудь, сильно бить, во-вторых - потому что если ударить хоть чуть сильнее, чем "слегка", то после каждого удара рука непроизвольно выпускает ремень, и вообще некоторое время никакие осмысленные движения невозможны, в-третьих - потому что совершенно не хотелось растягивать и рвать кровеносные сосуды в руке, держащей ремень, что совершенно неизбежно при сильном и резком замахе (да и растяжение или вывих какой-нибудь получить можно, что тем более неохота). В общем, бил чрезвычайно слабо - так, насколько позволяют даже хотя бы вышеперечисленные чисто технические ограничения, сопряжённые с битиём ремнём самого себя, а не по чьей-то чужой заднице. Так и то, как минимум пару синяков на плечах при промахах получил, ну и на спине, видимо, тоже, при случайно передозированных замахах.

Детей же ремнём по заднице бьют, повторюсь, в типичном случае заметно сильнее - хотя бы по той причине, что они бьют не сами себе, и потому, что бьют-то в порядке наказания, а не в порядке успокаивающей психологической разрядки.
From:elter_jude
Date:April 1st, 2012 09:24 pm (UTC)
(Link)
Гм. Я не согласен в корне с конструктом "традиционное общество".
Соглашаясь большей частью фактического содержания, я предлагаю разобраться в терминах. Смотрите: общество той же Японии снабжено разными гаджетами и прочими благами прогресса, однако является традиционным; общество в Англии, с эпохи Иоанна Безземельного ценящее свободу - тоже традиционно. А вот российское пост-советское, даже в самой консервативной форме - нет. Почему, думаю, понимаете - традиция (культурная/религиозная/ментальная) прервана. Традиционное общество - общество ПРИЕМСТВЕННОСТИ (неважно какой). И уже в 19 веке этой приемственности в России не существует.
Я думаю, что персонажи, безразлично относящиеся к чеховскому герою-вознице, у которого умер сын, были уже людьми без традиций, как и вполне реальные фашисты, детей просто расстреливавшие.

Если пользоваться Вашей терминологией, то вполне традиционное еврейское общество всегда детей любило, независимо от пола. В самые тяжёлые годы выживаемость младенцев была, по сравнению с окружающим населением, ошеломляющей! Конечно, это можно объяснить законами чистоты и т.д., но тут совершенно иная основа - "традиционная", как Вы бы сказали - дети - это "брохойс ашем" - "благословение Г-сподне", а посему - высочайшая ценность.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 2nd, 2012 11:47 am (UTC)
(Link)
я предлагаю разобраться в терминах. //
тогда начните с определений, ибо согласно обычному определению ТО общества Японии и тем более Англии модерные, а не традиционные. Боюсь, вы пользуетесь каким-то своим, удобным вам определением, а не общепринятым?
//- общество ПРИЕМСТВЕННОСТИ (неважно какой). И уже в 19 веке этой приемственности в России не существует.//
неверно, ибо в науке и технике преемственность выше чем в "традиционной" традиции - религии, обычаев и пр., ибо от истории людей и идей куда больше зависит. Просто одна традиция вытесняет другую - н7е говоря уже о том, что независимо от общественных изменений семьи помнят свою семейную традицию.
Но суть традиционного общества - не в преемственности, и не в традиции как таковой, а в её характере, данности от веку, каждый живёт так как все живут, не пытаясь высовываться, где родился там и пригодился и пр.
//В самые тяжёлые годы выживаемость младенцев была, по сравнению с окружающим населением, ошеломляющей!//
Пруфлинк? любовь евреев к детям известна - но нищета большинства евреев восточной Европы не менее + разные формы угнетения. Плохие соцусловия должны пересиливать: скажем, вольф-кицес рассказывал мне что рабби Нахман из Брацлава умер от туберкулёза, от которого до этого умер его маленький сын - т.е. он даже не понимал что заражает его.
Powered by LiveJournal.com