Филимонов Василий Савельевич (wsf1917) wrote,
Филимонов Василий Савельевич
wsf1917

Categories:

Чем на самом деле плохи сталинские репрессии

1. Возрождение всякой архаики вроде пыточного следствия, коллективной ответственности, раскручивающейся
спирали взаимного подозрения с оговорами, неестественность которых постоянно повышается - а попытка усомниться, рационально разобраться и пр. изобличает сомневающегося как "врага" и толкает под маховик. Всё перечисленное особо контрпродуктивно в условиях наличия множества реальных врагов, которые на самом деле ждёт прихода врага, вредят, мечатют о буржуазной реставрации и пр. Незаконные массовые репрессии им сильно облегчают работу - из-за возможности свести счёты с настоящими коммунистами, и потому что следователь, занятый выколачиванием показаний из жертв оговоров, теряет квалификацию, разучается ловить настоящих врагов революции. Что и происходило - в те годы вероятность выживания реальных врагов была сильно выше, чем у честных революционеров, а чекисты жаловались, что им некогда заниматься действительными контриками.
"Чем объясняли заключенные эти вопиющие извращения в следственном деле, эти бесчеловечные пытки и истязания? Большинство было убеждено в том, что их всерьез принимают за великих преступников. Рассказывали об одном несчастном, который при каждом избиении неистово кричал: "Да здравствует Сталин!" Два молодца лупили его резиновыми дубинками, завернутыми в газету, а он, корчась от боли, славословил Сталина, желая этим доказать свою правоверность. Тень догадки мелькала в головах наиболее здравомыслящих людей, а иные, очевидно, были недалеки от истинного понимания дела, но все они, затравленные и терроризированные, не имели смелости поделиться мыслями друг с другом, так как не без основания полагали, что в камере снуют соглядатаи и тайные осведомители, вольные и невольные. В моей голове созревала странная уверенность в том, что мы находимся в руках фашистов, которые под носом у нашей власти нашли способ уничтожать советских людей, действуя в самом центре советской карательной системы. Эту свою догадку я сообщил одному старому партийцу, сидевшему со мной, и с ужасом в глазах он сознался мне, что и сам думает то же, но не смеет никому заикнуться об этом. И действительно, чем иным могли мы объяснить все те ужасы, которые происходили с нами, - мы, советские люди, воспитанные в духе преданности делу социализма?"
Николай Заболоцкий.История моего заключения.
Достижения в области юриспруденции, судебно-следственных процедур (или психологической войны, шельмования инакомыслящих, столь тонкие и дифференцированные на Западе) - такие же достижения человечества, как научные и технические новинки. Вторые в сталинский период заимствовали и совершенствовали более чем успешно, а вот отбрасывание первых было неправильно, в сфере человеческих отношений и политики надо уметь использовать тонкие инструменты, ане только топор - иначе наломаешь дров.

2. Часто забывают, что передача идей в человеческой популяции происходит двумя путями: не только через обучение, рассказывание и т.д. сознательное усвоение комтеории, но и через безотчётное подражание подростков и юношества привлекательным человеческим типам.
То самое "Делать жизнь с кого...", причём второй канал воспроизводства идей сильно мощнее первого - у большинства даже образованного населения доминирует "социальное бессознательное", а рациональные реакции обычно концентрируются в профессиональной сфере, в гражданской, общественно-политической - существенно реже. Собственно, так происходит потому, что большинство людей - обыватели, в чём нет ничего плохого."Подвижники", нарушающие статус кво и вносящие в жизнь новое - от изобретателя-учёного до революционера - в меньшинстве, но чтобы большинство было чувствительно к их идеям, соответствующие человеческие типы должны быть в "списке для подражания". Революционер - это отдельный тип, отличающийся от "сталинского выдвиженца" - умного, инициативного, преданного коммунизму, но отождестяющего коммунизм с генеральной линией партии, её же - с указаниями т.Сталина, и все силы ума и души направляющий на то, чтобы лучше их выполнять. Что мультиплицирует ошибку в случае неправильного решения т.Сталина или вернй ему партии, не позволяя её исправить  - примеры известны, тяжелейший - с генетикой.
Типы же революционеров, вроде отца нашей плановой экономики Г.М.Кржижановского, были сильно повырублены репрессиями, и в 50-е годы были уже экзотикой. Плюс вместо выбитых революционеров (плюс связанных с ними лично  инженеров, учёных, писателей революционенного поколения, многие из которых вследствие таких связей были посажены, убиты или замолчали надолго) в школах и ВУЗах заняли "бывшие", относившиеся к Соввласти отрицательно или холодно-прагматически. Они и воспитали следующее поколение; скажем, тотальное инифицирование антисоветчиной
гуманитариев в 60-70-е годы - плата за уничтожение школы Покровского и т.д. То есть ради краткосрочного выигрыша - укрепления личной власти сталинской группы и "прагматического" слияния интересов комидеи с интересами государства СССР был допущен стратегический проигрыш - подрублен канал воспроизводства идей, лежащих в основе всего этого.
3. Как говорил Ленин, в идеологической борьбе оставленные нами позиции немедленно занимает классовый враг. Репрессии оголяли практически все участки идеологического фронта, за чем немедленно следовало усиление враждебных соввласти настроений, прежде всего следующих из религиозности и привязанности "к своему", пренебрежения "общим", ведь родимые пятна старого мира не изживаются в одно поколение. А ответить как следует на идеологическую диверсию было некому.
"Докладная записка Зам. Зав. Отдела Культпросветработы ЦК ВКП(б) Е.М.Тамаркина и Зав. Сектором Культурно-клубной работы отдела Культпросветработы ЦК ВКП(б) М.С.Эпштейна - секретарям ЦК ВКП(б)  Л.М.Кагановичу и А.А.Андрееву.
15 февраля 1937 г.
О состоянии антирелигиозной работы
Антирелигиозная пропаганда за последние годы почти прекратилась. Это результат широко распространённого и сугубо неправильного представления, что влияние религии уже ничтожно и что специальная антирелигиозная работа не нужна. А между тем поповство всех видов религии проявляет возрастающую активность, располагая для этого ещё значительными силами.
На территории СССР до революции насчитывалось не менее 73.000 молитвенных зданий. Около 42.000 из них закрыто за годы революции. Из 30.000 оставшихся зданий более 20.000 функционируют и 10.000 временно прикрыто местными властями.
В Ивановской области работает 900 молитвенных домов или 61% от дореволюционного времени. В Горьковской области работает 1052 молитвенных дома (56%), в Татарской АССР - 1342 (55%). В Московской области - 1933 (53%) и.т.д. В Северо-Кавказском крае до сих пор существуют такие церковные организации: 92 общины православно-тихоновского толка, 97 общин обновленческого толка, 13 общин старообрядческих, 4 общины армяно-грегорианских, 2 - католических,  7 еврейских синагог, 1442 мечети, 33 баптистских общины, 6 евангелийских общин, 5 адвентистских общин и 20 разных других.
Актив церковников в стране ещё достаточно велик. Имеется более 24 тыс. зарегистрированных служителей культа и свыше 600 тыс. религиозного актива, в виде членов «двадцаток» и церковных советов
Данные по 49 районам Горьковского края к сожалению не подтверждают того мнения, будто бы поповщина опирается исключительно на глубоких стариков и старух. В числе церковного актива лиц старше 50 лет имеется 59,5%, в возрасте от 35 до 50 лет - 28,3%. От 24 до 35 лет - 10% и до 24 лет - 2,2%. Мужчин - 6680 чел.  или 63,7%. Женщины преобладают в церковных советах в городах.
Борьба против колхозов составляет  основное содержание деятельности религиозного актива села. Члены церковного совета с. Журавки, Вязовского района, советовали своим единомышленникам использовать бездорожье для агитации против колхоза, в с. Бокуны, Владимирского района Сталинградского края, поп Рязанский  и церковный активист  Водопьянов проводят на сборищах единоличников читку евангелий и агитацию против вступления в колхоз.
Церковники оказывают материальную помощь единоличникам  из церковной кассы, с тем, чтобы удерживать их от вступления в колхоз. В том же с. Бокуны, Владимирского района, из церковной кассы оказана денежная помощь единоличникам: Пискунову - 200 рублей, Лымарёву - 250 руб., Куличеву - 100 руб., Евдошенко - 34 руб. При выдаче денег ведётся обработка единоличников. Такая же выдача церковными организациями материальной помощи единоличникам, зафиксирована и в Красноармейском районе Сталинградского края. В Бурято-Монгольской республике ламы проводят религиозные моления «джуд-хурал», являющиеся активной формой агитации за священную войну Японии против Советского Союза.
В районах, где закрыты церкви, появились разъездные попы, бродячие монахи, ясновидящие, пророки, создаются подпольные молельны в домах колхозников. В некоторых районах засухи имели место крестные ходы на поля.
Церковники уделяют большое внимание организации церковных хоров, затрачивая на них крупные суммы. В Москве, например, церковь на 1-й Мещанской улице за последние два года израсходовала на содержание хора 172000 рублей.
По сведениям из Украины, Воронежской области, Азово-Черноморского края и других областей попы, в связи с опубликованием  проекта Конституции, в ряде мест пытались организовать демонстрации за открытие церквей и посылку делегации в Киев и в Москву. Шествие и демонстрации имели место и в ряде районов Саратовского края, причём руководители церковных организаций указывали, что свобода уличных демонстраций обеспечивается Конституцией.
Церковники настойчиво ведут свою работу и в ряде районов пользуются ещё значительным влиянием. Например, в с.Третьяки Почепского района Западной области при переписи 56 дворов 88 человек записались православными, 5 - баптистами и только 26 человек - неверующими. В деревне Бибики в 26 семьях записалось православными 56, неверующими - 9. В городе Почепе Западной области по участку №3 - православными записалось - 86 человек, неверующими - 5; по участку №118 православными - 49, неверующими - 3; по участку №122 православными - 40, неверующими - 6. Районные работники утешают себя тем, что в соседних районах «дело не лучше».
Любопытные цифры даёт статистика обрядности. В колхозе «Красная слобода» Западной области в 1936 г. из 11 браков 4 церковных. Из 84 родившихся детей 71 крестили; хоронят почти всех с религиозными обрядами. В селе Сетлово венчалось по церковному обряду 8 пар из 21; крестит детей и хоронит с попом большая часть населения. В Псковском районе Ленинградской области более половины родившихся ребят крещено в церквах, 40% покойников похоронено по религиозному обряду. 75% школьников Амосовского  сельсовета этого района посещает церковь. 50% школьников исповедуются, говеют и причащаются.
Активируют свою деятельность и сектанты. Современное сектантство, в отличие от своей тактики в первый период НЭПа, всё менее и менее пытается выдавать своё движение. Сектантство приобретает всё более изуверский характер, группирует антисоветские элементы и ведёт активную контрреволюционную работу.
В Кировской области в этом году вскрыта подпольная контрреволюционная секта скрытников, руководимая Христофором Зыряновым. Антисоветская программа этой секты осуществлялась путём чудовищного изуверства. Секта проповедовала самоумерщвление христиан, ибо советская власть является властью антихриста, поэтому истинные христиане должны со славою уйти от мира сего и путём самоумерщвления попасть к богу.
За несколько лет безнаказанного существования этой секты свыше 60 человек взрослых и детей было отравлено, утоплено и сожжено на кострах.
Подобная же секта, называемая Краснодраконовской, вскрыта в Киевской области. Этой сектой было убито путём «самоумерщвления»  29 человек.
В целинском районе Азово-Черноморского края сектанты духоборы отказались засевать свою землю и требовали отправки их в Америку, а допризывники духоборы демонстративно сдали свои воинские книжки  и отказались явиться на сборные пункты. Рост активности сектантов отмечается также на Урале, в пограничных районах Ленинградской области и других областях.
Партийные организации, как правило, недооценивают значения антирелигиозной пропаганды и самоустранились от руководства этой работой. Ряд крайкомов и обкомов за 1935 и 1936 годы, правда, выносили постановления о неудовлетворительном состоянии антирелигиозной пропаганды и принимали решения оживит и укрепить эту работу (Сталинградский, Кировский, Ивановский и ряд других). Однако выполнение этих решений не было обеспечено и усиление антирелигиозной пропаганды не достигнуто.
Комсомол, вопреки решению X съезда ВЛКСМ, стоит в стороне от антирелигиозной работы.
Профсоюзы, несмотря на прямое указание XVI съезда ВКП(б), что они должны «...правильно организовать и усилить антирелигиозную пропаганду», совершенно не выполняет этого решения.
Наркомпросы прекратили антирелигиозно-воспитательную работу в школе.
Местные советские органы, стремясь разделаться с влиянием религии, весьма часто действуют административными методами, фактически не ослабляя, а усиливая позиции церковников. По имеющимся данным об использовании 34254 закрытых молитвенных зданий видно, что 11365 или 33% закрытых зданий используется не для культурной работы, а под разного рода склады. 7598 или 22% церквей стоят вовсе неиспользованными. Из 30.000 не закрытых молитвенных зданий около 10.000 временно прикрыто местными властями под разными предлогами. Таким образом насчитывается около 29.000 молитвенных зданий, служащих в той или иной мере источником для возбуждения недовольства населения.
Комиссии по делам культов при ЦИК республик и исполкомы краёв и областей, призванные наблюдать за правильным осуществлением советского законодательства по вопросам религии и разрешать спорные вопросы в этой области в этой области, - бездействуют и с ними никто не считается. В нашем законодательстве имеется пункт, толкающий церковников на создание организационно-оформленного актива. Этого актива в виде «двадцаток» и церковных советов официально зарегистрировано более 600.000.
Центральная и местная печать за последний период времени не уделяет антирелигиозной пропаганде никакого внимания. Издание специальной антирелигиозной литературы сократилось. Из 13 антирелигиозных журналов закрыто 10, в том числе 6 журналов на национальных языках. Закрыта газета «Безбожник», позволявшая быстро откликаться на события и вести повседневную антирелигиозную пропаганду.
Кино и радио антирелигиозной пропаганды не ведут.
Союз безбожников СССР перестал противостоять церковникам и сектантам в качестве серьёзной силы.
В 1932 г. союз безбожников имел 50 000 ячеек, около 7 миллионов членов, два миллиона из них в группах «юных воинствующих безбожников». В настоящее время ячейки и районные советы Союза безбожников почти повсеместно развалились. Членов общества осталось едва 350-400 тыс. Членские взносы в 1933 году дали 200 тыс. рублей, а в последующие годы не более 35 000 рублей в год. Краевые и областные советы безбожников в поисках средств начали заниматься сомнительными коммерческими махинациями, сопровождавшимися кое-где крупными растратами (Крым, Сев.Кавказ, Узбекистан).
Аппарат союза безбожников в ряде мест засорен троцкистами и другими преступными элементами. Арестованы как троцкисты бывшие председатели Ленинградского областного совета Безбожников Маторин и Дулов, председатель союза Северо-Кавказского края Поташман, зам. председателя Союза в Сталинградском крае Алтаев, зам. председателя Всеукраинского совета Игнатьев и т.д.
Центральный совет безбожников в Москве влачит жалкое существование. Инструкторский состав и основные отделы Центрального совета людьми не укомплектованы. В последнее время из аппарата уволены работавший в качестве методиста бывший анархист Агиенко, инструктор Мащенко, исключённый из партии. Арестован НКВД троцкист Стуков, приглашённый с Союз безбожников внештатным редактором наглядных пособий по антирелигиозной пропаганде.
Загруженность тов. Ярославского  другой работой привела к тому, что фактическое руководство Союзом оказалось в руках его заместителя Лупачевского, ныне исключённого из партии.
Партийная группа президиума Центрального Совета бездействовала и не осуществляла партийного контроля и руководства в антирелигиозной работе.
Совершенно неудовлетворительна работа Союза безбожников также в международном объединении свободомыслящих, могущем сыграть существенную роль в деле организации народного антифашистского фронта.
Считая такое положение с антирелигиозной работой нетерпимым, Отдел Культпросветработы ЦК ВКП(б) просит заслушать на Оргбюро доклад тов. Ярославского о работе союза воинствующих безбожников.
К записке прилагаем документы, характеризующие новые формы работы церковников.
РГАСПИ. Ф.17.Оп.120.Д.256.Л.35-41. Копия. Машинопись
Отсюда", Спасибо radical_realist
4. И, конечно, многие (и обычно лучшие) люди готовы умереть в бою с врагом за правое дело, вынести нешуточные пытки и пр. Но мало кто присоединится к движению, которое способно заставить своих ранее уважаемых членов каяться, поливать себя грязью, после чего ликвидировать. Тем более что уровень личной годности обычно коррелирует с развитой индивидуальностью.
5. Явная, постоянная непропорциональность проступка и наказания: чрезмерная мягкость к явным врагам и вредителям, от ак.Лысенко до бывших фашистских пособников, при чрезмерной жестокости к дельным и преданным товарищам, даже не к их поступкам, а к высказываниям или дружеским связям. Что создаёт социальный отбор на уменьшение готовности связывать свою индивидуальную судьбу с коммунизмом и линией партии, увеличивает количество отстранённых и всегда готовых делу социализма всавить лыко в строку, вместо того, чтобы в него впрягаться.
Как писал Борис Слуцкий на смерть Сталина: "социализм был выстроен. Поселим в нём людей". В области строительства социализма всё делалось правильно. Все ошибки и преступления - в области человеческих отношений, надстроечной части нового общества, где время от времени (не всегда и не в большинстве случаев), но идея приносилась в ущерб прагматизму. Почему и последовала коррозия от коммунистических отношений между людьми к рыночным - одновременно с рыночными опытами в экономике, а то и опережая их. Боюсь, партия полагала, что построение материально-технической базы социализма и создание бесклассового общества выправит человеческие отношения в нужноу сторону автоматически, предотвратит восстановление рынка "на молекулярном уровне". Тем, без направленной работы и в этой сфере такое не получается, но мы увидели в резком росте фарцы, спекуляции и пр. от Хрущёва и после.
Tags: история СССР, коммунизм, общество, понимание, сталинизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments