?

Log in

No account? Create an account
Почему я против религиоведения - Обсуждение коммунистической перспективы
August 7th, 2007
11:02 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Почему я против религиоведения
Мой близкий друг ЖЖ-юзер wolf_kitses - коммунист и атеист, и при этом всегда интересовался религией. В принципе это может быть даже полезно человеку мыслящему и особенно атеисту – обсуждение и комментирование некой системы догм по определённым правилам (т.е. теология) упражняет ум, правит его как нож на оселке.

Ради изучения религии Вольф в советское время ходил на полуподпольные семинары по еврейской традиции. В армии через знание немецкого языка сблизившись с немцами-штундистами из Казахстана, с большой пользой для себя «читал свою Библию» вместе с ними. Даже смешно: ребята были поражены, увидев закоренелого атеиста знающего их тексты на более высоком уровне. Кстати, при тотальном воровстве в роте они были единственными, кто не воровал ничего и никогда.

Но вот настал 1991 год, «безбожная власть» рухнула, казалось бы, все интересующиеся религией могут её изучать в полной мере – кто иудаизм, кто христианство кто ислам. И Вольф раз пять пробовал заниматься с раввином Торой, ведь независимо от того, веришь ты лично в бога или нет, научиться понимать и осмысленно комментировать соответствующие – важная и интересная задача, тем более для еврея, для которого вера больше выражается в понимании текстов и соблюдении заповедей, чем собственно в вере в бога.

И все эти благие намерения раз за разом разбивались об одно и то же – почуяв в слушателе атеиста, раввины начинали его примитивно агитировать за веру в бога, вместо того чтобы религиозно просвещать! Если бы они умно и честно излагали свой сложный предмет, может он и повёлся бы, и поверил – во всяком случае просветился бы точно - но кто из уважающих себя людей поддастся на примитивную лобовую агитацию? Так что Вольф погорел и был вынужден учиться самостоятельно, по сайтам вроде «Тора онлайн» (torahonline.ru,  с комментариями Раши и Сончино).  

Вот поэтому я резко против даже религиоведения, не говоря уже об ОПК. Нам это подают как «вы поучите возможность изучить сложное культурное явление с богатой историей и традицией», но после вскрытия банки неизменно окажется что просто будут впаривать веру в бога не стесняясь ни в формах ни в средствах. Просто в силу естественной психологической реакции активных верующих – что священников, что мирян, - не только на атеистов, но также и на людей с интересом к религии, но без того специфического религиозного чувства которое заставляет смотреть в рот и верить всему сказанному, ко всем наделённым критическим умом. Для религиозников это чужие, которых надо обратать и подавить, просвещать в своей вере они  могут/умеют лишь тех кто и так уже готов верить и не слишком склонен  сомневаться.

Не зря у большинства православных ан масс столь неприязненное отношение к тем немногим священником, которые действительно умели религиозно просвещать людей умеющих думать самостоятельно – к о.Александру Меню, к о.Александру Борисову… да пожалуй, на этом и всё.

На всю страну таких точно не хватит, да ведь и в семинариях таких уже не готовят – их просветительский талант продукт советского Просвещения (что приятно, оба биологи). Впрочем и эти не без греха – о.Александр Борисов распространял среди советских интеллигентов полузапретную тогда книгу Раймона Муди «Жизнь после смерти», и выдавал приведённые там свидетельства за «научные доказательства существования души», прекрасно зная что эти истории - фальсификация.

Tags: , , , ,

(13 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:dagmara
Date:August 7th, 2007 07:29 pm (UTC)
(Link)
ну, я тоже против ОПК - именно по той причине что и вы. если мне приспичит привить моему ребенку религиозные знания - я выберу ему хорошую воскресную школу, с тем священником которым понравится мне и ребенку, а не с учителем которого заменить в случае чего будет проблематично.
[User Picture]
From:intatin
Date:August 7th, 2007 09:15 pm (UTC)
(Link)
Согласен насчёт возможной пользы :) Ибо учился.

Конечно, мыслить марксистски они не не могут научить, в некотором роде это противоположные методы мысли, но полезно и интересно - факт.

А вот прочее - да, идёт в нагрузку. В такие моменты я начинал чувствовать себя Лютером :0 Или, вернее, Мюнцером и Гейером в одном флаконе :)
[User Picture]
From:tucovic
Date:August 7th, 2007 09:18 pm (UTC)
(Link)
В Сербии ввели религоведение в школи в 2002 году. Пятилетний опыт показал что не могли придумать лучшего способа антицерковной и антирелигиозной пропаганди и даже дети из религозних семь сопротивляются поповской ерунде и обращаются атеизму.
[User Picture]
From:intatin
Date:August 7th, 2007 10:07 pm (UTC)
(Link)
Я бы тут не стал употреблять слово "обращаются", но по сути вы верно сказали - то, КАК это делают... скорее служит профанации религий и укреплению здравого смысла.
[User Picture]
From:tucovic
Date:August 7th, 2007 10:13 pm (UTC)
(Link)
Да, Вы правы – лучше подходит слово „примкают“ либо „переходят“, если правильно написал. Не очень грамотный я в русском.
[User Picture]
From:krol_hydrops
Date:August 7th, 2007 11:22 pm (UTC)

Основы

(Link)
В прежние времена в школе был предмет: "Основы советского государства и права". Коротко, просто "Основы". Изучался только один год, в 8-м классе. Но я помню, одна девочка, классе в 5-м, увидев учебник по этому рпедмету, вздохнула заблаговременно: "еще ведь "Основы" учить, гавно такое!.."
(...Заметим при этом, что советское государство и право все-таки в самом факте существования сомнений ни у кого не вызывало, в отличие от...)
[User Picture]
From:intatin
Date:August 7th, 2007 10:10 pm (UTC)
(Link)
В "Уделе Могултая" нашёл:

Будучи, по выражению современника, «завзятым атеистом», Фридрих как-то беседовал с Арно Бакюляром и высказывал ему свои взгляды на религию; тот стал ожесточенно спорить. С изумлением обнаружив, что Бакюляр верующий, Фридрих сказал: «Как, и Вы придерживаетесь этих устаревших мнений?»
«Ну, утешительно же думать, что есть в мире кто-то и повыше королей», - ответил Арно.
«Голод выше королей, вовсе не нужно для Вашего утешения выдумывать Бога», - сказал Фридрих.

В 1745 году, когда Фридрих, преследуя австрийцев, вошел в Ландсгут, его окружила толпа местных крестьян-протестантов с цепами и вилами, прося разрешить им (очень по-немецки) перерезать всех местных католиков в отместку за притеснения, которым их, протестантов, до сих пор подвергало католическое духовенство. «Что вы, что вы, дети, да разве вы не христиане и не помните Святого писания? – воскликнул безбожник Фридрих, - Сам Спаситель повелевает вам сейчас моими устами: любить врагов ваших и добротворить ненавидящим вас!»
[User Picture]
From:dir_for_live
Date:August 8th, 2007 04:11 am (UTC)
(Link)
Я вел своим старшеклассникам что-то вроде основ истории религии. Говорят, нравилось... Но там было не только о православии и не только о христианстве.
[User Picture]
From:gatodelpueblo
Date:August 8th, 2007 05:50 am (UTC)
(Link)
Очень наглядная иллюстрация, согласен.
[User Picture]
From:rav_erev
Date:August 8th, 2007 07:15 am (UTC)
(Link)
В свое время я прослушал в тех.вузе курс под названием "Основы научного атеизма". Несмотря на такое название, фактически это было религиоведениые. Очень хороший курс. На примитивную атеистическую проповедь "товарищи студенты, Бога нет !" или "ну мы-то с вами знаем, что все тут написанное - херня" лектор не сбился ни разу.

Т.е. если религиоведение будет преподавать человек светский, а не духовное лицо - почему бы и нет ? Он не обязан быть атеистом, ему не запрещено высказывать свою позицию по тем или иным вопросам. Но программа должна быть составлена нейтрально. А если учитель выскажет свою позицию - это должно восприниматься примерно как если учитель истории выскажет свои соображения на тему "кто скрывался под Железной маской".
[User Picture]
From:1504
Date:August 8th, 2007 11:28 am (UTC)
(Link)
вы религиоведение проходили?
учебники читали?
[User Picture]
From:hentiamenti
Date:August 20th, 2007 01:05 pm (UTC)
(Link)
+100 :)
[User Picture]
From:remo
Date:August 9th, 2007 01:25 am (UTC)

Иными словами,

(Link)
знакомить с религиями должны не попы, но вопрос в том, а нафига вообще?

Зачем всем детям в школах изучать религии? Лучше уж, да просто полезно без сравнения, основы психологии.
Powered by LiveJournal.com