?

Log in

No account? Create an account
Обсуждение коммунистической перспективы
April 13th, 2007
04:10 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
Содом, Гоморра и капитализм

Христиане обычно считают, что Содом и Гоморра уничтожены за развратность их жителей (конкретно за мужеложство). В еврейской традиции другое мнение – за лживые законы, по которым неравноправие несобственников перед собственниками было нормой, а поступки, исходящие из идеи равенства и братства людей карались смертью.

Вот подробнее из Агады:

Кто имел свой собственный скот, должен пасти общественное стадо день, кто не имел – два дня (логика понятна – «должен же он заработать на свой скот).

Кто переходил реку по мосту, платил два зуза, кто пытался перейти вброд – восемь зуз.

Если сильный нанесёт слабому увечье, тот платит как за кровопускание.

Трактат Санхедрин, 108-109.

Если попадал в содом нищий, хлеба ему не подавали, а каждый давал по монете, на которой надписывал своё имя [монеты давали, чтобы не нарушить заповедь о помощи нуждающимся - цдока]. Когда нищий умирал, содомляне монеты разбирали обратно. Любопытно, что именно так сейчас происходит с займами Всемирного Банка.

Трактат Сефер Гаиашар

Ответом на вот это стали огонь и сера с неба. Продолжая метафору, революция – такой же огонь и сера, выжигающая подобное зло в обществе изнутри.

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:klarazetkin
Date:April 13th, 2007 05:23 pm (UTC)
(Link)
"Если попадал в содом нищий, хлеба ему не подавали, а каждый давал по монете, на которой надписывал своё имя [монеты давали, чтобы не нарушить заповедь о помощи нуждающимся - цдока]. Когда нищий умирал, содомляне монеты разбирали обратно."

у кого забирали. разве нищий не мог их потратить. или же забирали у нового владельца. странно как-то.
[User Picture]
From:marina_fr
Date:April 13th, 2007 06:03 pm (UTC)
(Link)
Помнится, давали самые мелкие (как мы сейчас давали бы копеечки). На хлеб не хватало.
[User Picture]
From:klarazetkin
Date:April 13th, 2007 06:13 pm (UTC)
(Link)
замечательно. значит, давали копеечки (лепты ли) и упорно ждали, когда же нищий умрет с голоду, чтобы эти копеечки забрать. не знала.
[User Picture]
From:turin13
Date:November 2nd, 2007 05:37 pm (UTC)
(Link)
Маловероятно :).
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 13th, 2007 06:25 pm (UTC)
(Link)
Монеты были такие мелкие, что на них даже куска хлеба не купишь - как сейчас на рупь. Сейчас в московском метро нищим в среднем подают по десятке, и они вполне живут этим промыслом, но давали бы по 10-20-50 коп.- померли бы от голода
[User Picture]
From:wsf1917
Date:April 13th, 2007 06:27 pm (UTC)
(Link)
А евангельская лепта - это самая мелкая монетка, в начале этохи второго храма серебрянная, во время префекта Понтия Пилата - уже медная. На неё можно было купить, если я правильно помню, несколько рожков рожкового дерева, то есть очень немного самой бросовой еды.
[User Picture]
From:turin13
Date:November 2nd, 2007 05:36 pm (UTC)
(Link)
Информация из Устной Торы, на мой взгляд, менее достоверна, чем из письменной (хотя, и там достоверности немного). Это могут быть просто видения авторов на ситуацию, попытка примером Содома, прибавить социальной справедливости в своей местности.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:November 2nd, 2007 06:50 pm (UTC)
(Link)
Вот и существенно, что люди вдохновлённые религиозным чувством, могут видеть ситуацию именно так. Я не о достоверности, а о том, что равенство и братство людей, провозглашаемое религией может вылиться и в движение против угнетения, хотя не часто.
[User Picture]
From:turin13
Date:November 2nd, 2007 07:11 pm (UTC)
(Link)
Это не вдохновение религиозным чувством, просто раньше, тем более в еврейской среде, других образованных не было. Только религиозная грамотность и все вокруг нее.
[User Picture]
From:wsf1917
Date:November 3rd, 2007 09:19 am (UTC)
(Link)
Нет, это не так. даже в античное время были эллинизированные евреи, получавшие тогдашнее светское образование, особенно в Александрии и в Дамаске. И они довольно активно взаимодействовали с теми кто получал религиозное образование, выливалось это в идеи Филона и других. Теория логоса отсюда же. Я дружу с известным переводчиком с латыни/греческого, который недавно скажем маккавейские книги или сделал сборник Латинские и греческие авторы о евреях". Так что я достаточно осведомлён о том времени.
[User Picture]
From:turin13
Date:November 3rd, 2007 09:29 am (UTC)
(Link)
Да, в античное время они и были. Причем, не только за границей, но и в Ерец Исраель. Однако, насколько мне известно, ситуация была иной уже в начале нашей эры. Как раз, когда вавилонский галут начал занимать доминирующее место в еврейской культуре.
Powered by LiveJournal.com